Помните, мы говорили о Смитах и Джонсах? Каждая из этих семей выбрала свой путь взаимодействия с культурой. Смиты убеждены, что правильный путь - изоляция. Они, однако, не понимают, что от конфликта с культурой никуда не деться, поскольку там, где есть люди, там есть культура. Они не сознают, что культура начинается с сердца. Учреждения, средства массовой информации, человеческие взаимоотношения и предметы культуры есть то, чего жаждет и чему служит общество. В действительности, борьба с культурой - это борьба с греховными желаниями сердца, и хотя изоляция иногда является правильным решением, ребенок не будет огражден от пагубного влияния безбожного мира только потому, что его родители не бывают в тех или иных местах, избегают тех или иных ситуаций, не заводят отношений с теми или иными людьми и не пользуются услугами тех или иных организаций. Мало того, Смиты не учат детей исполнять призыв Христа быть солью и светом в развращенном и мрачном мире.
Джонсы, наблюдая за Смитами, убеждаются в том, что нашли лучший путь взаимодействия с культурой. Такой разумной стратегией им представляется ассимиляция. Большинство вещей и явлений в культуре видятся им нейтральными, и потому они не усматривают ничего плохого в том, чтобы их дети активно участвовали в жизни общества. Это ошибочное представление о «нейтральности» культуры порождает бездумное отношение к миру. Как и Смиты, Джонсы не учат детей быть солью и светом. Возможно вас заинтересуют дома из оцилиндрованного бревна.
Родители должны учить детей идти другим путем, который отличен как от изоляционистского подхода, так и от ассимиляционной стратегии. Я называю этот третий путь «искупительным взаимодействием».