Первый эксперимент. Возьмите тонкий полиэтиленовый пакетик. Убедитесь с малышом, что в нем нет никаких предметов, а затем немного надуйте пакетик, как воздушный шар. Теперь у вас получилось некое подобие прозрачной подушечки. Обратите внимание ребенка, Как изменилась форма пакетика — вначале он был плоский, тонкий, а теперь стал выпуклый, упругий. Что же появилось в пакетике и изменило его форму? А вот это и есть невидимый, но вполне ощутимый воздух, который вы вдули в него из легких. Покажите ребенку, как в процессе дыхания округляется и слегка выпячивается живот (ну совсем как пакетик!), как увеличивается грудная клетка от того, что вы вдыхаете воздух. Смотрите стадии рака.
Второй эксперимент. Надуйте воздушный шарик и, с согласия ребенка, проколите в нем маленькую дырочку. Слегка сдавите шарик, чтобы струйка выходящего воздуха была ощутимой. Попросите малыша поднести руку к тому месту, где шарик проколот. Что он почувствовал? Откуда взялся этот маленький «ветерок»? Это же ведь воздух, которым был наполнен шарик. Напомните ребенку, что шарик, до того, как его надули, был очень похож на пакетик (из первого эксперимента), такой же плоский. Тут же можно попробовать пояснить малышу, что ветер — это тоже воздух, только подвижный, наподобие струйки, выходящей из проколотого шарика.
От двигательной памяти напрямую зависит координированность, ловкость и меткость движений. Вы, наверное, замечали: чем чаще ребенок играет с мячом, бросает игрушки в корзинку или «исписывает» листы кружочками и закорючками, тем увереннее становятся его движения. А однажды он попробует поймать мячик с закрытыми глазами — и это ему удастся!