Вместе с тем, на ней все же лежит отпечаток «периода освоения», стремления испробовать едва ли не все возможности, предоставляемые новыми средствами. В конечном итоге пострадала цельность композиции, уловить которую можно лишь с большими усилиями.
Во многом трудности охвата симфонии как целого связаны с оригинальным замыслом Щедрина. Это сочинение представляет последование 25-ти прелюдий, которые сгруппированы в пять частей, соотносимых со слагаемыми традиционного симфонического цикла. И ныне, по прошествии немалого времени традиционное в этом сочинении выявилось достаточно очевидно, а ошеломляющая новизна некоторых приемов значительно притупилась. На первый же план проступила сама музыка, обладающая подлинно симфоническим размахом, истинно оркестровым мышлением, но порой, перехлестывающая рамки строго выверенной, пропорциональной композиции. В то же время и в ней действуют некоторые общие свойства стиля Щедрина. И если сжато определить основной принцип композиции Второй симфонии Щедрина, то он может быть выражен словом монтаж. Однажды прозвучавшее далее в симфонии уже не повторяется, и каждая новая прелюдия вводит также и новый музыкальный материал, «состыкованный» с предшествующим. Естественно предположить, что при такой установке трудно добиться цельности композиции, ее внутреннего единства. Однако это само по себе справедливое предположение оправдывается лишь частично, поскольку вовсе отказать симфонии Щедрина в воплощении цельной и достаточно продуманной концепции все-таки нельзя. Закажите дизайн кухни, сделайте ее уголком комфорта и уюта.
Суть дела в том, что к этому сочинению не следует подходить с мерками классического симфонизма бетховенского типа. Оно в какой-то степени возрождает композицию циклических форм доклассического типа, ярчайшим выражением которой были вокальные и инструментальные творения Баха. Как выявлено в ряде современных исследований, основой такой циклической композиции была контрастная смена сравнительно законченных номеров, где каждый связан с воплощением одного образа, одного состояния. При этом нередко отдельные номера объединялись в группы, где раскрывались разные грани единой скалы эмоций.