К этому же времени относятся и первые мероприятия, направленные против распространения эпидемий. Именно исходя из этих представлений и были выработаны меры по организации одного из первых карантинов на Руси. Правда, на эти меры он сам не очень надеялся, ибо сразу же «побеже». Интуитивно чувствуя, что болезнь может передаться всем окружающим и от погибших, светские власти приказывали вывозить трупы за город. Однако по-прежнему проводились и молебствования, кропление «святой» водой, поездки представителей духовенства в места, где наблюдалась эпидемия. И хотя светские власти тоже применяли эти «меры», все же против распространения эпидемий организовывали карантины. К слову сказать, в «просвещенной» Европе подобные «моровые поветрия» в те времена вызывали что-то вроде массового психоза. Кроме того, «поставили заставу по улицам и сторожей: в которой улице человек умрет знаменем, и те дворы запирали и с людьми, и кормили тех людей улицею». Известно, что при появлении заболеваний эпидемического характера на места посылались полномочные лица с целью установления диагноза. Соответственно диагнозу предпринимались меры. В 1571 г. в Кострому «для поветрия морового на заставе» были отправлены князь Гвоздев-Ростовский и братья Салтыковы. Планируете выходные? Посмотрите погода в екатеринбурге на 7 дней.
Карантины, сожжение трупов и закапывание их вдали от городов, меры по недопущению здоровых к больным были не единственными применявшимися светскими властями. Поскольку эпидемии возникали сплошь и рядом осенью, то считалось, что «в осень бывают хмуры туманы» и воздух не очищается ни морозом, ни солнцем. Осенние дни, когда «от солнца бывает воскурение земли», считались самыми опасными. Таким образом, господствовало представление о переносе болезни по воздуху, ветром («поветрие» - по ветру). Поэтому помещения окуривали дымом (дубовые дрова, полынь, можжевельник): «в тех выморочных дворах велели избы вытопить мозжееловыми дровами и положити полыни».